Авиационное топливо: чем отличается авиабензин от автомобильного?

Несмотря на то, что в малой авиации (самолётах и вертолётах) также используются поршневые двигатели внутреннего сгорания, состав и свойства используемого топлива существенно отличаются от подобного автомобильного. Прежде всего авиационное топливо имеет иной фракционный состав и температуры выкипания фракций: для бензинового авиатоплива максимальная температура не должна превышать 180°С (у наиболее часто используемого импортного авиабензина марки 100LL значение этого параметра вообще не превышает 170°С) — а в то же время для автомобильного бензина аналогичный параметр составляет ~210°С. Однако более важно то, что авиатопливо непременно содержит тетраэтилсвинец (ТЭС), причём далеко не в следовых количествах: по отечественному ГОСТу ТЭС в авиатопливе может быть до 2.5 грамм на килограмм (для 100LL содержание ТЭС заявлено не выше ~0.75 грамма на килограмм — именно поэтому этот импортный бензин именуется Low Lead, то есть «с низким содержанием свинца»).

чем отличается авиабензин от автомобильного?

чем отличается авиабензин от автомобильного?

Как авиатопливо производится/приобретается?

В России в основном процветает торговля бензином импортным, поскольку широкомасштабно данный вид авиатоплива (не путать с авиационным керосином!) не производится: последний крупный российский НПЗ прекратил выпуск авиабензина ещё в 2006-ом году. Причин такого отношения отечественных крупных переработчиков к данному нефтепродукту несколько:

  • во-первых, фракционно он достаточно серьёзно отличается от автомобильного (см. выше);
  • во-вторых, его суммарный тоннаж потребления даже с учётом размеров страны не сопоставим с практически любым автомобильным бензином;
  • в-третьих, наличие ТЭС сильно усложняет производственную цепочку даже на уровне банальной транспортировки: нельзя использовать одни и те же ёмкости транспортировки/хранения, поскольку следы ТЭС необратимо выводят из строя каталитические нейтрализаторы в выхлопной системе современных авто.

Таким образом, большие НПЗ с лёгкостью отдают этот рынок «на откуп» малым предприятиям, занимающимся компаундированием авиатоплива из уже готовых компонент — однако в силу малотоннажности каждой составляющей такое производство априори не может сравниться по себестоимости с по-настоящему крупной, многотоннажной технологической линией. Результат очевиден: при примерно сравнимых основных характеристиках (октановое число, фракционный состав) цена авиабензина оказывается в разы выше, нежели чем у бензина автомобильного самой дорогой марки.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: